Секрет развивающего обучения

Более 15 лет в нашем городе наряду с традиционным обучением существует интересная и  многогранная система развивающего обучения по методике Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. В житомирской школе №8 по методике развивающего обучения сегодня работают 4 учителя начальных классов. Они ведут по одному классу в каждой параллели и ежегодно набирают любознательных первоклассников. И, конечно же, всем родителям нашего города было бы интересно узнать, в чём секрет данной системы. В чём суть развивающего обучения?

Известный швейцарский психолог Жан Пиаже (1896–1980) писал, что любое обучение по своему характеру является развивающим, потому что способствует количественному и качественному росту знаний, умений и навыков. При этом развитие человека может проходить и без процесса обучения.

Так почему методику обучения Д. Б. Эльконина –

В. В. Давыдова назвали развивающей? Нет ли в самом названии системы тавтологии?

Дело в том, что традиционная система образования построена на принципе, что обучение ребёнка возможно в том случае, когда его развитие достигло определённого уровня, и целью такого обучения является формирование у школьника конкретно – практических  знаний, умений и навыков.

Развивающая же система опирается на положение, что обучение должно вести за собой развитие личности ребёнка. При этом целью развивающей системы является формирование у младших школьников научных теоретических понятий, а приобретённые при этом знания, умения и навыки будут исполнять роль средства (не цели!) обучения, поэтому они должны быть более глубокими и гибкими.

Первая идея системы развивающего обучения (далее в сокращении – РО) принадлежит Л. С. Выготскому (1896-1934) – выдающемуся психологу. Особую популярность приобрело его положение о “зоне ближайшего развития”, согласно которому только то обучение для ребенка является эффективным, которое забегает вперед развития, как бы тянет его за собой, выявляя возможности ребенка решить при участии педагога те задачи, с которыми он самостоятельно справиться не может.

Поэтому в РО основным является исследовательский принцип, который позволяет решить любую проблемную задачу, формируя не только знания, но и убеждения. В традиционной же системе обучение главный метод обучения – через готовые образцы.

В исследовательском методе используется путь от общего к частному, то есть дедуктивный метод, где познание идёт от общей главной идеи к конкретному случаю. Самым ярким литературным персонажем, опирающимся на свою развитую дедукцию, является знаменитый детектив Шерлок Холмс, который был среди своих современников исключением, гением верных умозаключений. В системе РО уже 75% детей овладевают теоретическими знаниями и дедуктивным методом в начальной школе, то есть в 10- летнем возрасте!

Так, младшие школьники в системе РО, приступая к теме чисел, начинают с изучения различных систем счисления, исследуют соотношение мерки и величины. Дети опираются на модели, легко записывают, сравнивают числа в двоичной, троичной и других системах счисления, потому что понимают механизм образования любого многозначного числа. Десятичную же систему счисления рассматривают как частный случай образования многозначных чисел, в котором каждый разряд больше предыдущего в 10 раз. У школьников формируется базовое представление о системах счисления и у них никогда не будет проблем с операциями над многозначными числами.

Идеи РО в Украине поддерживает Центр психологии и методики развивающего обучения, который находится в г. Харькове. Возглавляет Центр Александр Константинович Дусавицкий, доктор психологических наук, профессор. Ежегодно в Харькове проходят семинары по подготовке учителей к работе по системе РО. На этих семинарах побывала и я. Слушая лекции Александра Константиновича, я понимала, насколько мне повезло в жизни, потому что редко встретишь Человека с большой буквы, прекрасного специалиста, преданного светлой идее развития личности, обладающего ясным умом, открытым сердцем и доброжелательным характером.

А. К. Дусавицкий определяет, следующие цели образования РО:

1. Формирование у ребёнка определённых способностей по самосовершенствованию, опирающихся на умении учиться, на возможности преодолевать собственную ограниченность, расширять границы своих знаний, переходить от неумения к умелости в любой сфере деятельности и человеческих отношений, в частности, в отношениях с самим собой.

Скажите честно, взрослые житомиряне, все ли мы имеем сформированную способность к рефлексии, которая позволяет устанавливать и раздвигать границы наших собственных возможностей в мышлении и деятельности? Увы, нет.

Не является ли это следствием того, что в традиционной системе образования обучение опирается на работу по образцу и на запоминание? В системе РО уже в младшем школьном возрасте обращают основное внимание развитию самостоятельности и рефлексии, опираясь в обучении на квази–исследовательский метод, который позволяет ребёнку самому раскрыть историю возникновения любого вопроса и логику его развития.

2. Изменение отношений между учителем и учеником. Человек по – настоящему чувствует себя Человеком, когда он чувствует себя творцом своей жизни, субъектом собственной деятельности. В системе РО учитель и ученик выступают как равноправные партнёры, которые вместе ведут поисковую работу и не бояться оценивать друг друга.

В традиционной школе ученики являются объектами обучения, т.е. учителя их учат и воспитывают, поэтому возникает определённое противодействие между детьми и учебно – воспитательным процессом, потому что между учителем и учеником лежит непреодолимая пропасть. Ведь взрослый – всемогущий и всезнающий, а ребёнок – ничего не знает, поэтому должен подчиняться.

В системе же РО школьник является субъектом учебной деятельности. Сталкиваясь с проблемной ситуацией, ребёнок сам осознаёт своё незнание и потребность к получению этого знания через литературу, компетентных людей, средства массовой информации. На уроках в классах РО материал выстроен таким образом, чтобы у детей никак не мог возникнуть вопрос: «А зачем мне это?» Этому способствует умение учителя держать паузу незнания. Здесь знание о своём неумении превращается из недостатка в стимул к развитию и самосовершенствованию. При этом как со стороны взрослого, так и ребёнка.

Детей при этом не сравнивают друг с другом, а только отслеживают их собственную динамику развития. Это позволяет на уроках создать атмосферу доверия, сотрудничества, взаимоуважения и уйти от искусственно созданных ситуаций конкуренции, нетерпимости детей по отношению друг к другу и зависти к успехам других. Поведение ребёнка и учителя в системе РО более естественны, это позволяет создавать условия для самопроявления каждого ученика на уроке.

Прочувствовать свою значимость, уникальность, быть замеченным окружающими – базовая потребность любого человека. От того, насколько полно удовлетворена эта потребность, зависит успех дальнейшего личностного роста человека. Зная о потребности ребёнка быть понятым и замеченным, система РО предлагает групповую форму работы, которая предусматривает формирование умения вести учебный диалог.

Каждый из нас помнит нервное состояние ожидания, когда учитель произносил фразу: «К доске пойдёт…»,- и медленно водил ручкой по списку в журнале. Как в кошмарном сне, с дрожью в сердце мы прятали свои глаза, мысленно повторяя: «Только не меня!»…

В классах РО, благодаря работе в группах, дети, находя проблемную ситуацию и отделяя границу своего знание от незнания, в процессе учебного диалога находят пути решения. При этом, слушая других и высказывая свою точку зрения, ребёнок лучше осознаёт новый материал, развивает свою речь, учится работать в команде, приобретая навыки совместного решения проблемы!

В группе никто не остаётся незамеченным. Каждый осознаёт свою исключительность, значимость, вклад в общее дело, приобретает веру в себя! Даже если при обсуждении вопроса ученик молчит и внешне себя не проявляет, внутренне он развивается, потому что находится внутри учебного процесса.

Интересно проходит у доски выступление учеников – защита результата работы каждой группы класса (обычно, в классе есть 5-6 групп). В каждой группе дети сами выбирают своего представителя, на которого возлагается ответственность за объяснения проделанной ими работы. Тут чётко видна разница между  мучительным принудительным ответом у доски в традиционной системе обучении и торжественно – ответственной  защитой интересов всей группы в системе РО.

И, конечно, особое внимание в системе РО уделяется личности самого учителя, который должен не только любить педагогическую работу, но и уважать личность каждого ребёнка, иметь чуткое сердце, обладать чувством юмора, быстро и правильно реагировать на нестандартные ситуации на уроках, проявлять своё творчество, постоянно развиваться и самосовершенствоваться. То есть учитель, работающий по системе РО, должен быть Личностью с большой буквы.

Примером такого учителя является Климчук Елена Леонидовна, которая с 1993 года первой ласточкой в нашем городе начала работать по системе РО. Елена Леонидовна своим трудолюбием и энтузиазмом вдохновила многих коллег на путь саморазвития. Родители благодарны Елене Леонидовне и другим учителям, работающим по системе РО, за их самоотверженный педагогический подвиг!

3. Формирование у школьников творчества, ответственности, воли и интегральных чувств. К интегральным чувствам А. К. Дусавицкий относил:

- чувство собственного достоинства, которое тесно переплетается с адекватной самооценкой личности;

- чувство сострадания;

- чувство сопричастности.

Таковы главные задачи образования в системе РО, которые позволяют ребёнку после окончания начальной школы проявить сформированную способность к постановке задач по самовоспитанию и самообразованию, что обеспечивает переход на следующий этап возрастного развития. Заканчивается детство и начинается юность, где главной задачей становиться построение своего жизненного пути. Обеспечивается естественность развития: на протяжении всего процесса  ребёнок сохраняет себя как целостную индивидуальность, как творческую развивающую личность.

Историческая справка.

Эльконин Даниил БорисовичЭльконин Даниил Борисович

(1904  – 1984)

Даниил Борисович Эльконин принадлежит к той славной плеяде советских психологов, которая составляет костяк всемирно известной научной школы Л. С. Выготского. Д. Б. Эльконин с гордостью говорил о том, что он является учеником Льва Семеновича и соратником других его учеников и последователей. Глубоко восприняв идеи этой школы, Д. Б. Эльконин в течение нескольких десятилетий оригинально их конкретизировал в своих экспериментальных и теоретических работах, создав тем самым собственное научное направление в детской и педагогической психологии.

Д. Б. Эльконин сочетал в себе талант ученого, умеющего глубоко анализировать фундаментальные научные проблемы, и способности исследователя, эффективно решающего прикладные психологические вопросы, имеющие серьезное значение для педагогической практики. Ему принадлежат замечательные теории периодизации детского развития и детской игры, а также методики обучения детей чтению. И еще одно необходимо сказать о Данииле Борисовиче — он обладал незаурядной и щедрой душой жизнелюбивого и жизнестойкого человека, сумевшего до последних дней сохранить большой ум и доброту. Он имел поистине благородный характер ученого и гражданина.

Давыдов Василий ВасильевичДавыдов Василий Васильевич

(1930-1998)

Давыдов Василий Васильевич (31.08.1930, Москва – 19.03.1998, Кагалым Тюменской обл.) Психолог, философ. Окончил отделение психологии философского факультета МГУ (1953).

Кандидат психологических наук (1958). Доктор психологических наук (1970).

Профессор факультета психологии (1978–1982). В Московском университете читал курс лекций по педагогической психологии.

Директор Психологического института (1974–1983; 1991–1992).

Академик РАО (1978). Президент Международной ассоциации «Развивающее обучение» (1992). Член Президиума Российского психологического общества. Член Общественного совета по образованию при комитете Государственной Думы по образованию и науке. Главный редактор Российской педагогической энциклопедии (1993).

Лауреат премии им. К.Д. Ушинского (1973), премии Президента России. Заслуженный деятель науки Российской федерации (1996).

Область научных интересов: разработал фундаментальную полидисциплинарную теорию учебной деятельности. Согласно этой теории содержанием учебной деятельности являются теоретические знания, раскрывающие учащимся условия происхождения различных понятий и способов их использования. Усвоение таких знаний происходит при решении учебных задач, осуществляемом посредством системы учебных действий. Созданная теория и практика развивающего обучения – это уникальный образец системной психологической работы, выстроенной от уровня философско-методологического обоснования общей теории развития сознания и частных теорий становления определенных возрастных новообразований вплоть до уровня конкретных педагогических технологий культивирования этих новообразований, оснащенных психологическими методами для диагностики развивающих эффектов обучения.

Тема кандидатской диссертации: «Образование начального понятия о количестве у детей». Тема докторской диссертации: «Виды обобщения в обучении».

Опубликовал более 250 научных работ.